Составитель Малов Т. В.

Экзегетика

Индуктивный метод изучения Библии

Оглавление

Урок 1. Понимание Слова Божьего
Урок 2. Наблюдение
Урок 3. Толкование
Урок 4. Применение
Приложение. Изучение Неемии 1 глава

Урок 1. Понимание Слова Божьего

Понимание Библии

Один из даров, которые Бог дал Своей Церкви, - это "учителя": люди, выполняющие особое служение - учить и наставлять народ Божий. В составе каждой команды основателей церквей должны быть такие люди, способные правильно обучать людей и проповедовать Слово Божье. Но нужно помнить, что Господь наделил всех верующих Духом Святым, Который наставляет нас. С помощью Святого Духа каждый христианин может понимать Библию.

Изучение Библии способствует духовному росту. К сожалению, далеко не все имеют возможность получить соответствующую подготовку и не всегда имеют возможность учиться самостоятельно (например из-за отсутствия специальной духовной литературы на их родном языке). Но даже в том случае, если у вас есть только одна книга - Библия, вы можете научиться понимать ее.

На занятиях, посвященных индуктивному изучению Библии, вы познакомитесь с простым методом изучения библейских истин и применением их в вашей жизни и служении. Кроме того, вы научитесь использовать этот метод для того, чтобы научить других понимать Слово Божье.

Вы познакомитесь с разными подходами к изучению Библии, но очень важно, чтобы вы были послушны Святому Духу и открыты к тому, чему Он учит вас. Иисус сказал, что Святой Дух наставит нас на всякую истину (Ин. 16:13). Господь также обещал, что будет являть Себя тем, кто любит Его и выполняет Его заповеди (Ин. 14:21). Часто люди отдают предпочтение чему-то одному, но мы должны помнить, что и изучение Библии, и послушание Духу Святому - в равной степени важны.

Понимание жанрового разнообразия Библии

Прежде, чем начать детальное изучение того или иного отрывка Библии, необходимо определить, к какому жанру принадлежит книга, в которой он находится. Это очень важно, поскольку от характера той или иной книги зависит стиль и особенности ее текста. Мы можем лучше понять это на таком примере: одна и та же информация, изложенная в газете, детективной повести и дружеском письме, будет выглядеть по-разному, поскольку стиль и тон у рассказчика будут меняться в зависимости от того, кому и с какой целью он пишет. Жанр произведения будет влиять на характер изложения материала.

Это необходимо учитывать и при изучении Библии, поскольку книги, входящие в ее состав, тоже относятся к разным литературным жанрам. При чтении той или иной части Священного Писания знание литературного жанра может помочь вам лучше понять заложенный в ней смысл. Поэтому прежде, чем приступить непосредственно к методам изучения конкретных мест Писания, нужно определить жанр книги, в которой они содержатся. Ниже мы предлагаем вам краткие пояснения к различным видам библейских книг.

А. Исторические книги

Библия насыщена историческими событиями и биографиями исторических деятелей. Например, в Книге Судей рассказывается об истории Израиля от овладения "землей обетованной" Иисусом Навином до правления царя Саула. Книга Неемии - это дневник сановника по имени Неемия, его повествование о восстановлении крепостных стен Иерусалима. Евангелия представляют собой жизнеописание Иисуса и излагают Его учение. В Книге Деяний святых Апостолов повествуется об истории возникновения Церкви.

История создания Библии насыщена яркими примерами того, чему мы должны следовать, но одновременно в ней мы сталкиваемся и с примерами того, чего обязательно нужно избегать. Например, Самсон являет нам образец библейского персонажа, чьи деяния основываются отнюдь не на библейских принципах. И вообще, исторические события необходимо оценивать в свете принципов, четко изложенных в других частях Священного Писания.

Б. Учение

Сама Библия учит, и на ее страницах вы найдете указания, повеления, принципы, притчи, ознакомитесь с разными учениями и прочтете много практических советов. Большая часть Книги Левит состоит из подробных указаний, предназначенных для израильских священнослужителей. Притчи содержат советы относительно денежных дел, взаимоотношений между людьми и полевых работ. Послания Павла конкретным церквям содержат как доктринальное учение, так и практические рекомендации.

В. Пророки

Большая часть пророческой литературы представляет собой изложение проповедей, адресованных Богом избранному народу. Книги пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля - три наиболее значительные по объему пророческие книги - суть сборники проповедей, произнесенных этими людьми на протяжении всего их пророческого служения. Эти книги вовсе не следует читать залпом, одну за другой. Секрет к пониманию этих произведений лежит в необходимости выявить начало и конец отдельной проповеди и читать их в порядке строгой очередности: лишь окончив одну, можно переходить к другой. К примеру, глава прерывается, и такие обращения, как "Выслушай слово Господа...", "Было такое слово...", представляют собой хорошие указатели, или ориентиры. Меньшие по объему книги, как например, пророков Аввакума, Амоса и Наума, могут содержать лишь одну или несколько проповедей.

Г. Поэтические книги

В поэтических книгах, входящих в Библию, находят свое выражение все человеческие чувства. Ряд библейских книг содержит стихи и поэмы. Псалтирь и Книгу Песни Песней можно полностью отнести к поэзии, а многие книги пророков смело назвать поэтическими.

Во многих языках стихи основываются на рифме или повторении звуков. Древнееврейская поэзия основывается на повторении схожих образов и представлений. Стих 8 Пс. 18 служит прекрасным примером этих параллельно следующих друг другу образов:

"Закон Господа совершен, укрепляет душу;

откровение Господа верно, умудряет простых".

Эти две строки параллельны друг другу, причем здесь понятия "закон" и "откровение" -синонимы, которые относятся к Священному Писанию. Как "закон", так и "откровение" исходит от Господа. Качественно оба этих понятия несут положительный заряд, поскольку "закон совершен", а "откровение верно и умудряет". К тому же и то, и другое по-своему воздействуют на людей, врачуя их души и вразумляя их.

Иногда бывает так, что противоположные образы идут параллельно друг другу, как, например, в Пс. 19:8: "Иные - колесницами, иные - конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся..." В этом псалме "иные" и "мы" противопоставляются друг другу. Упованию на Господа противопоставлена надежда на физическую силу.

Д. Апокалиптические книги

Некоторые пророчества написаны в особом жанре, который часто именуют "апокалиптическим". Слово "апокалипсис" означает "откровение", поскольку оно раскрывает смысл событий, которые совершатся в далеком или близком будущем. Некоторые примеры этого мы можем найти в Книге пророка Даниила, в Евангелии от Матфея (глава 24), в Евангелии от Марка (глава 13), в Евангелии от Луки (главы 17 и 21) и в Книге Откровение. Апокалиптические фрагменты этих книг в высшей степени символичны и необходимо разбираться в этой символике, чтобы правильно истолковывать тот или иной отрывок. В апокалиптической литературе и отдельных фрагментах предсказывается Второе пришествие Христа и одержанная Им окончательная победа над Его извечным врагом, сатаной. В это же время Божий народ будет прощен и оправдан. В целом же все творение Божие будет соучаствовать в грядущих событиях.

Понимание существующих препятствий

Обычно мы понимаем то, что слышим или читаем, естественным образом (спонтанно). Правила, по которым мы толкуем сообщение, действуют автоматически и неосознанно. Когда что-либо препятствует естественному пониманию значения, мы начинаем обращать больше внимания на те процессы, которые происходят при понимании (например, при переводе с одного языка на другой). Чем больше возникает препятствия для спонтанного понимания текста, тем больше появляется потребность знать существующие причины этого.

А. Время

Когда мы толкуем Писание, на, пути спонтанного понимания исходного значения сообщения встречается множество препятствий. Существует пропасть во времени, отделяющая нас от авторов оригинального текста и его первоначальных читателей. Отвращение Ионы к ниневитянам, например, становится более понятным, когда мы имеем представление о крайней жестокости и греховности жителей Ниневии.

Б. Культура

Во-вторых, существует культурная пропасть, разделяющая древних евреев и нашу современную цивилизацию. Каждый человек воспринимает реальность сквозь призму своей культуры и особенностей опыта. Используя аналогию, можно сказать: невозможно изучать людей или явления, как невозможно рассматривать золотую рыбку в аквариуме из другого аквариума. По отношению к Библии эта аналогия представляет нас золотыми рыбками, плавающими в одном аквариуме (наше время и культура), которые смотрят на золотых рыбок в другом аквариуме (библейские времена и культура). Игнорирование того факта, что библейская культурная среда, наше собственное окружение или различия между ними влияют на наше восприятие, может привести к серьезному искажению значения библейских слов и действий.

В. Язык

Третье препятствие для спонтанного понимания библейского текста - языковая пропасть. Библия написана на еврейском, арамейском и греческом языках, которые имеют совершенно другие структуры и идиоматику по сравнению с нашим языком. Представьте себе, как бы исказилось значение фразы, содержащей выражение "сесть в лужу" или "водить за нос" при переводе на другой язык, если бы переводчик не знал переносного значения выражений "сесть в лужу" или "водить за нос".

То же самое может случиться при переводе с других языков, если читатель не знает, что такие выражения как "Бог ожесточил сердце фараона" могут содержать в себе еврейские идиомы (образные выражения), которые, если их перевести на русский язык буквально, могут изменить оригинальное значение этой фразы.

Г. Мировоззрение

Четвертое серьезное препятствие - мировоззренческая пропасть. Взгляды на жизнь, быт, природу вселенной в одной культуре отличаются от взглядов в других культурах. Чтобы верно передать послание из одной, культуры в другую, переводчик или читатель должен быть знаком со сходством и различием в мировоззрении.

Виды языковой образности

А. Сравнение

При сравнении уподобляют два разных предмета или явления на основе их сходства (зачастую используются слова "как", "подобно", "словно"). Например, в Пс. 1 праведник сравнивается с деревом, посаженным при потоках вод, причем общей характеристикой является благоденствие и того, и другого.

Б. Притча

Притча представляет собой развернутое сравнение в форме повествования. Иисус облегчал Своим ученикам понимание того, что есть Его Царство, рассказывая притчу о работниках, которым заплатили поровну, хотя одни работали больше других. Иисус начинает эту притчу словами : "Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой..." (Мф. 20:1).

В. Метафора

Метафора - сравнивает две различные, несравнимые вещи при отсутсвии слов: "как", "подобно", "словно". Когда Иоанн говорит фарисеям и саддукеям: "порождения ехиднины", Он прибегает к метафоре, чтобы выразить Свое презрение к их напыщенности и самодовольству (Мф. 3:7).

Г. Аллегория

Если притча - это развернутое сравнение, то аллегория - это развернутая метафора, иносказание, выражение какой-либо мысли в конкретном образе. В Суд. 9:7-15 Иофам рассказывает народу о бесполезном терновнике, который был избран царем над всеми другими полезными деревьями и растениями, на самом деле имея целью описать недостойного вождя.

Д. Гипербола

Гипербола - это прием преувеличения. Когда Иисус говорит, что человек, судящий другого, не видит в своем глазу бревна, то сказанное Им просто физически невозможно. На самом же деле Он говорит о том, что человек, не осознающий своих прегрешений, не может понять степень греховности другого.

Е. Сарказм

(греческое "сарказмос", от "сарказо", что буквально значит: "рву мясо").

Сарказм - это ироническая насмешка, при которой говорящий прибегает в пафосу и торжественному стилю, не соответствующему ситуации, чтобы подчеркнуть негативные стороны. В качестве примера можно привести Павла, который порицает коринфян за гордыню, когда пишет: "Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас" (1Кор.4:8).

Урок 2. Наблюдение

Введение

Индукция - это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам. Индуктивный способ использует именно такой способ рассуждения и рассмотрения библейских отрывков. Он является основополагающим для любого изучения Библии. На этом занятии мы рассмотрим три ступени индуктивного метода: наблюдение, толкование, применение.

I. Определение литературного стиля

Для правильного толкования библейских текстов необходимо помнить, что авторы Библии писали, используя различные, литературные стили. Поэтому важно значь, с каким жанром мы имеем дело. Является ли данный текст поэзией, пророчеством или повествованием? Пользуется ли автор символическими, образными или апокалиптическими средствами, чтобы передать свою идею? Имеются ли там притчи, аллегории и другие приемы речи. которые необходимо распознать? Знание литературных форм и способов выражения авторской мысли убережет вас от неправильного понимания.

Простым примером того, как литературный стиль влияет на толкование, является псалом 94:3, где говорится: "Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами". В этом отрывке вторая строка подхватывает и развивает далее мысль, начатую в первой строке. Мы это называем "синтетическим параллелизмом". Другой пример находим в псалме 1:6, где вторая строка противопоставляется первой, утверждая противоположную идею. Мы называем это "антитетическим параллелизмом".

Сейчас вам достаточно знать, что по мере возрастания ваших познаний при изучении Библии у вас будет развиваться и интуитивное понимание литературных стилей.

II. Наблюдение

Наблюдение - это выделение основных моментов при чтении фрагмента библейского текста. Оно стремится ответить на вопрос: "О чем говорится в данном отрывке?" Рассмотрим некоторые немаловажные аспекты наблюдения, помогающие лучше вникнуть в смысл изучаемого текста.

А. В наблюдении важна правильная установка

Серьезное изучение - это всегда работа. При общении со Словом Божиим нужно иметь терпение и решимость продолжать изучать его до полного понимания. Следует предостеречь слушателей от углубления в излишние детали и подробности, но при этом не ограничиваться лишь беглым взглядом на тот или иной стих. Задавайте наводящие вопросы и вместе со слушающими доискивайтесь до истинного смысла. Учитесь видеть и различать в тексте главное и отделять его от второстепенного.

Б. Задавайте основные вопросы: "кто?", "где?", "когда?", "что?" и "почему?"

"Вот что поможет вам лучше понять Писание:

Отмечайте

Не только что было записано или сказано,

Но о ком,

И кому,

Какими словами,

В какое время,

Где,

С какой целью,

При каких обстоятельствах,

Учитывая все предшествующее

И последующее"

1. Кто (Люди). Какие действующие лица принимают участие в повествовании и что мы можем узнать о них из этого отрывка?

2. Где (Место). В каких местах происходят события? Какие указаны здания, города, народы или памятные места?

3. Когда (Время). Когда происходили эти события? Указана ли их продолжительность? В какой момент истории искупления происходит действие?

4. Что (События, идеи). О чем идет речь в повествовании? Какие события происходят? Какие сообщаются идеи? Каков тон отрывка - радостный, печальный, победный или говорит о поражении? Есть ли в отрывке ключевые идеи или ключевые слова? Какие даются в нем обетования, повеления или предостережения? Какие образные выражения употребляются, если они вообще есть?

5. Почему (Причина). Почему автор говорит все это? Иными словами, что было сказано автором прежде? Что потом? Каким образом данный текст связывает между собой предшествующее и последующее?

При наблюдении требуется подмечать множество деталей, поэтому совершенно необходимо записывать все, на что Святой Дух обращает наше внимание. Большинство из нас не блещет хорошей памятью; со временем мы все забываем. Запись результатов наблюдения сбережет нам время в будущем, когда мы вернемся к изучению того же отрывка. И вместо того, чтобы начинать все сначала, мы сможем сразу перейти к более глубокому анализу текста.

Задание 1: Проведите наблюдение с выбранным отрывком (Деян.1:6-11). На отдельном листе бумаге ответьте на все пять вопросов. Помните, что ответов на вопрос "Что?" будет больше всего.

III. Изучение исторического фона

Важным условием для правильного понимания текста является знание исторического фона и условий написания автором данной книги. Подобные сведения часто помогают нам яснее и более полно понять текст.

Но где получить информацию об историческом фоне?

Помимо чтения книги, частью которой является ваш текст, прочтите другие книги Библии, относящиеся приблизительно к тому же периоду времени, что и изучаемый вами отрывок. Например, в отдельных частях книг Исаии. Иеремии и Иезекииля описываются исторические события. которые определяют исторический фон для книги Даниила. В Новом Завете синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) позволяют понять фон книги Деяний Апостолов, которая, в свою очередь, служит фоном для Посланий.

Во-вторых, по возможности обращайтесь к библейским словарям и энциклопедиям. Найдите в них имена, названия географических мест и сведения о той книге Библии, которую вы изучаете. В-третьих, обратитесь к введениям и обзорам Нового и Ветхого Завета. В-четвертых, если у вас есть комментарии, загляните в начальные разделы. В большинстве хороших комментариев есть сведения об историческом фоне. Видите, как много можно найти за короткое время!

Итак следующим этапом будут ответы на вопросы:

Автор

Место написания

Время написания

Кому адресована книга и изучаемый отрывок

Исторические и общественные условия

Задание 2: Определите исторический фон отрывка (Деян.1:6-11)

План работы с отрывком:

Определить литературный стиль.

Сделать текстологические наблюдения.

Кто?

Где?

Когда?

Что?

Почему?

Определить исторический фон.

Автор.

Место написания.

Время написания.

Кому написано.

Историко-общественные условия.

Урок 3. Толкование

Введение

Знаете ли вы, что во времена Реформации люди платили своей жизнью за право личного истолкования Библии? Даже иметь Библию на своем родном языке считалось честью, которой не удостаивалось большинство людей на протяжении столетий. Однако Реформация коренным образом изменила эту ситуацию. Р.С. Спраул размышляет о наследии Реформации и особенно о роли Мартина Лютера в своей книге "Знать Слово Божие":

Двумя великими сокровищами, которые оставила нам в наследство Реформация, были принцип личного истолкования Библии и ее перевод на разговорный язык. Эти два принципа следуют рука об руку, и они победили только после большой полемики и гонения. Множество людей заплатили своей жизнью, будучи сожженными на кострах (особенно в Англии) за дерзновение перевести Библию на разговорный язык. Одним из величайших достижений Лютера был перевод Библии на немецкий язык, чтобы каждый грамотный человек мог сам ее читать. Именно Лютер заострил внимание на проблеме личного истолкования Библии в шестнадцатом столетии...

Когда его принуждали отречься от его трудов, Лютер ответил: "Я не могу отречься, если только меня не убедит Священное Писание или здравый смысл. Ибо моя совесть - пленница Божьего Слова, а действовать против совести не только несправедливо, но и неосмотрительно. На этом я стою и не могу поступить иначе, да поможет мне Бог".

Так как мы широко пользуемся этим наследием Реформации, - Библией на своем родном языке и правом ее истолковывать, - давайте научимся, как пользоваться в полной мере этим привилегиями. Во втором уроке мы узнали, как приступить к изучению Библии через внимательный ознакомительный обзор текста. Следующий этап заключается в правильном истолковании текста.

I. Толкование

С тех пор, как Бог дал людям Писание, на протяжении многих веков существовало множество подходов к изучению Слова Божьего. Ортодоксальные толкователи подчеркивали важность буквального понимания, под которым они подразумевали толкование Слова Божьего таким же образом, каким понимается обычное человеческое сообщение. Другие применяли аллегорический подход, а иные считали, что отдельные буквы и слова имеют тайное значение, которое нужно расшифровать.

Исторический обзор этих методов поможет нам преодолеть искушение рассматривать нашу систему толкования как единственную когда-либо существовавшую систему. Понимание предпосылок, на которых основаны другие методы, позволит нам сбалансировать нашу точку зрения и более плодотворно вести диалог с теми, кто думает иначе.

Исследовав ошибки наших предшественников, мы сможем больше узнать о возможных опасностях, подстерегающих нас в подобных ситуациях. Изречение Сантаяны гласит, что "тот, кто не учится у истории, обречен пройти ее заново". Оно применимо и к области толкования Библии - как, впрочем, и к любой другой области жизни.

По оригинальности мысли и гениальности Августин (354 - 430)был величайшим человеком своей эпохи. В его доктринальных сочинениях выработан ряд правил рассмотрения Писания, некоторыми из которых мы пользуемся и сегодня. По Рамму, правила Августина таковы:

Толкователь должен обладать искренней христианской верой.

Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению Писания.

Писание имеет более чем одно значение и, следовательно, допустимо аллегорическое понимание.

Библейские числа имеют определенное значение.

Ветхий Завет необходим и христианам, так как в нем изображен Христос.

Задача толкователя - понять значение, подразумеваемое автором, а не привносить и текст свое значение.

Толкователь должен сверяться с ортодоксальным символом веры.

Стих нужно рассматривать и его контексте, а не в изоляции от ближайших к нему стихов.

Если значение текста неясно, то ничего из этого отрывка не может быть предметом ортодоксального вероучения.

Святой Дух не является заменен необходимого соответствующего образования. Чтобы понимать Писание, толкователь должен еще знать еврейский, греческий языки, географию и другие предметы

Непонятный отрывок должен толковаться ясным отрывком.

Исследователь должен иметь в виду, что откровение прогрессирует (последовательно углубляется).

Толкование - это понимание значения того, что вы заметили при наблюдении, в процессе изучения Библии. Оно призвано ответить на вопрос: "Что это означает?". Толкование - это понимание того значения, который вкладывал автор этого текста.

II. Процесс толкования

Правильное толкование будет зависеть от двух аспектов: (1) Способности ставить разъяснительные вопросы к тексту и (2) способности исследовать ответы на эти вопросы.

А. Разъяснительные вопросы

Разъяснительные вопросы - это вопросы возникающие в вашем уме по поводу сказанного автором. Это естественные вопросы, которые любой человек может поставить к тексту в силу пытливости ума и из-за желания понять смысл текста и значение некоторых деталей, слов и фраз. Следовательно чем лучше мы можем задавать вопросы, тем больше умножается наше понимание, когда на эти вопросы находятся ответы.

Например, если вы читаете 1 или 2 Послание к Тимофею, вы можете задать вопрос: "А кто такой Тимофей?" Если вы уже знаете, то в исследовании этого вопроса нет необходимости. Но вы также можете спросить: "Почему он здесь упоминается? Какое он имеет значение в этом тексте?" Аналогичным образом, в других книгах вы можете спросить: "А что означает фраза "исполняться Духом"? "Почему Павел повелевает им это делать?" и "Что они должны предпринимать, чтобы выполнить это повеление?" Может возникнуть и такой вопрос: "Почему и Иоанна за этой мыслью в стихе 14 следует такая мысль в стихе 15"? Или "Почему Петр это говорит и почему именно "здесь"? Другими словами, вы хотите убедиться в том, что вы понимаете смысл каждой части и, во-вторых, что понимаете значение взаимосвязи отдельных частей между собой.

Обратите внимание на то, что разъяснительные вопросы, которые имеют дело со смыслом и значением текста, обычно начинаются с вопросительных слов "Что?", "Почему?" и "Как, каким образом?" Возьмите в качестве примера для этого процесса Послание к Галатам 5:16-26. Ниже приводятся несколько таких естественных разъяснительных вопросов:

1. Что означает "ходить по духу"?

2. Почему я должен "ходить по духу"?

3. Как мне "ходить по духу"?

4. Что такое "плоть"?

5. Какие можно привести примеры для иллюстрации дел плоти?

6. Что означает вожделения плоти?

7. Как плоть желает противного духу?

8. Что является плодом духа: "отношение", "качества" или "дела"?

9. Почему Павел вслед за представлением дел плоти показывает плоды Духа?

10. Как была распята моя плоть?

11. Как "жизнь духом", отличается от "хождения по духу"?

12. Как я живу духом?

13. Как эта часть связана с предыдущей и последующей частями?

Для того, чтобы сформулировать разъяснительные вопросы, снова просмотрите тексте и запишите в форме вопроса все, что вы хотите знать, все. что из сказанного там вам непонятно и все, что вы хотели бы исследовать. Запишите свои вопросы в своей тетради под заголовком "Вопросы" или составьте таблицу записи своих вопросов и ответов. Вы можете использовать любой метод, позволяющий вам производить упорядоченную, систематизированную и тщательную работу над текстом.

Когда вы запишите свои вопросы, возвратитесь назад и отметьте звездочкой те вопросы, на которые, по вашему мнению, вы должны дать ответ для того, чтобы истолковать текст. Другими словами, если вы не сможете найти ответы на эти вопросы, то не сможете и полностью понять этот текст. Все остальные вопросы могут быть рассмотрены позже.

Б. Исследуйте свои пояснительные вопросы

Изучение содержание. При возможности, старайтесь находить ответы на свои пояснительные вопросы в самом тексте, который вы изучаете. Не начинайте с чтения чьих-либо комментариев по данному тексту: всегда имейте своим первоисточником Библию. Посмотрев на отрывок, какой ответ на свой вопрос вы посчитаете очевидным и разумным? Если у вас под рукой только один текст и ничего другого, что по вашему мнению скорее всего было бы его смыслом? Весьма полезно также сравнивать смысл, пользуясь другими переводами. По временам они могут расширить и углубить ваше понимание определенного места в Писании.

При изучении содержания обращайте внимание на литературный стиль текста. Истолковывайте текст буквально, но учитывайте при этом особенности поэзии, прозы, пророчеств и всевозможных образных выражений, которыми пользовался автор. Например, поэзия истользует многие речевые формы, которые предназначены только для сравнения. Пророчество пользуется символическим языком (напр., саранча в ниге Иоиля). В Евангелиях находит широкое употребление притча и (иногда) аллегорические формы. Об этом необходимо помнить при изучений любого текста.

Сделайте обзор контекста. Какой вклад в ваше понимание текста вносят абзацы следующие перед ним и после него? Преподавание отдельного текста должно рассматриваться в контексте всей книги, часть, которой он является. Понимание цели и развития целой книги часто совершенно необходимо для раскрытия смысла отдельного текста.

Например, контекстом Послания к Филиппийцам 2:1-11 является первая глава Послания к Филиппийцам и вся остальная часть книги, следующая после 2:11

Сравните с другими книгами Писания. Библия проливает свет на свой собственный смысл. Как учил Лютер: "Пусть Писание истолковывает Писание". При правильном истолковании принимается во внимание вся библейская истина. Перекрестные ссылки, которые помещены на полях некоторых изданий Библии, сравнивают стихи со стихами содержащими ту же тему и идею, в любых частях Писания. Если у вас есть эти перекрестные ссылки, посмотрите, что говорят другие стихи об изучаемых вами вопросах.

Возможно, из своего личного опыта изучения Библии вы знаете другие тексты, которые могут иметь отношение к тексту рассматриваемому вами. Например, Послание к Ефесянам 5:18 и 19 призывает верующих исполниться Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями". Послании к Кол. 3:16 говорится: "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью, вразумляйте друг друга псалмами". Это может означать, что исполнение Святым Духом может быть связано со словом Христа, пребывающем в нас.

Симфония, возможно, является наилучшим пособием для сравнения различных текстов Писания. Эта справочная книга содержит в алфавитном порядке каждое слово и каждый стих в Библии, где это слово, находящееся в Библии, используется. Симфония помогает вам обнаружить другие места в Писании, где обсуждается аналогичное учение или тема, тем самым углубляя паше понимание изучаемого вами текста. Процесс этот сравнительно прост. Сначала вы отыскиваете в изучаемом отрывке ключевое слово. Затем ищите это слово в симфонии точно так же, как бы вы искали его в словаре. Под этим словом в симфонии будет находиться перечень всех библейских ссылок, где это слово используется. Найдите затем эти ссылки в Библии и посмотрите окажут ли они вам помощь при разборе вашего текста. (Если у "ас есть симфония, обязательно прочитайте предисловие, чтобы понять, как каша симфония устроена. Каждая симфония намного отличается в построении материала и деталях от других).

Обратитесь к дополнительным источникам. Только тогда, когда вы окончите подробный и обстоятельный разбор Библии - вашего первоисточника. - вам следует обратиться за помощью к дополнительному материалу. Не беритесь с самого начала за комментарии Ховард Вое в своей книге "Эффективное изучение Библии" отмечает по этому поводу:

"Практика поспешного обращения к комментариям, прежде чем приступить к разбору самой Библии, придает определенное направление учебному процессу и поворот в мышлении, который может привести к выводам, которых никогда не имел в виду Святой Дух. Более того, человек сам лишает себя благословения личного раскрытия вечных истин. Ведь в конце концов, те. которые составляли эти комментарии, должны были получать свой материал таким же образом, как и современный студент, изучающий Библию. Нет никакой необходимости для христианина находиться в постоянной библейского исследования другого человека; он должен сам стремиться к духовной зрелости, которая дает ему возможность превзойти эту стадию".

Что могут прибавить дополнительные источники к вашему пониманию? Они дают вам проникновение в сущность изучаемого вами текста, достигнутое другими мудрыми и благочестивыми людьми и могут указать на ошибку или недосмотр в вашем истолковании.

Дополнительные источники включают в себя библейские комментарии, атласы, словари, теологические книги и другой справочный материал о Библии. Безусловно, все дополнительные источники следует использовать с осмотрительностью.

В. Основные правила толкования библейского материала

1. Общие принципы объяснения библейского материала

Работу следует начинать, опираясь на утверждение, что Библия есть Слово Божие.

Всегда помните что лучшее объяснение Библии содержится в ней самой.

Для правильного понимания Священного Писания необходимы вера и водительство Святого Духа.

Истолковывайте свой личный опыт с точки зрения Библии, а не Библию с точки зрения своего опыта.

Библия дана нам не для того, чтобы увеличить объем наших знаний, а для того, чтобы изменить нашу жизнь.

Каждый христианин обладает правом, привилегией и обязанностью изучать и истолковывать Слово Божье, опираясь на помощь Святого Духа.

Отдавайте предпочтение простейшему толкованию.

Помните, что текст рассчитан на первоначальный читателей, - современников автора.

Найдите одно значение и много применений.

Руководствуйтесь авторским толкованием текста.

Выберите то толкование, которое объясняет наибольшее число различных деталей и проблем наиболее естественным образом.

Исследуйте ближайший контекст.

Толкуйте непонятные отрывки с помощью понятных.

Позвольте Писанию говорить самому за себя.

Не приписывайте тексту те богословские истины, которые в нем не возвещаются.

Сравните свое толкование с мнением других достойных доверия исследователей Писания.

Отличайте описательные утверждения от заповедей и предписаний.

Отличайте универсальные принципы от конкретного их применения.

Пользуйтесь разными переводами Библии, чтобы разъяснить смысл текста.

Выбирайте толкование в зависимости от весомости свидетельств.

Новый Завет имеет преимущество перед Ветхим Заветом.

К Писанию следует подходить со смирением и молитвой.

2. Грамматические, исторические и богословские аспекты толкования Библии

Объясняя значения слов, учитывайте историческую эпоху и культурные традиции во время жизни автора книги.

Учитывайте взаимоотношения данного отрывка со всем произведением данного автора, так как для лучшего понимания отрывка нужно знать общий замысел.

Прежде всего, следует объяснить отрывок с точки зрения языка, а лишь затем приступать к его богословскому толкованию.

Учитывайте уровень богословских знаний в то время, когда было дано откровение, чтобы уточнить значение текста для первоначальных слушателей. Рассматриваются относящиеся к данному отрывку места Писания, предшествующие изучаемому отрывку или следующие за ним.

Если в отрывке используется образные язык, то постарайтесь выявить главную идею, ради которой все это сказано. Не старайтесь найти в отрывке больше, чем там есть.

Если два доктринальных утверждения Писания противоречат друг другу, то в этом случае нужно принять оба как библейские и верить, что пред лицом Господа они разрешимы.

Задание: Проведите работу по истолкованию изучаемого вами отрывка. Поставьте ряд разъяснительных вопросов и ответьте на три исследовав последовательно - содержание, контекст, сравнив с другими книгами Писания, обратившись к дополнительным источникам. В заключении сделайте вывод.

Продолжение плана работы с отрывком (начало стр.7)

4. Задаем разъяснительные вопросы.

5. Даем ответы на разъяснительные вопросы.

Исследуем отрывок

Исследуем контекст

Сравниваем с другими текстами Писания

Обращаемся к дополнительным источникам

Вывод

Урок 4. Применение

"Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Иоан. 8:31).

Введение

Иисус также сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14:9). Что видит мир в вас? Видят ли люди Божью истину, воплотившуюся в человеке и живущую среди них, или они слышат только слова, исходящие из ваших уст, но не видят живого ученика Христова?

На самом деле, одна из великих проблем христианства состоит в том, что многие из "последователей" Господа имеют о Нем только обстрактное познание, а не личный опыт переживание хождения с Ним. Это происходит потому, что проповедуемое или изучаемое Слово не имеет реального выражения в повседневной жизни. Эта мысль была как-то раз проиллюстрирована следующим юмористическим рассказом:

Один человек встречая своего соседа, возвращающегося из церкви, спросил: "Проповедь закончена?" - Нет, - последовал ответ, - Проповедь произнесена, но она еще не закончена".

Чтобы наши занятия смогли изменить нашу жизнь и жизнь тех людей, кому мы оказываем служение, то "жатва", которую мы собрали, еще должны быть употреблена в дело. Закрыть Библию прежде, чем дать нашим знаниям жизненное применение, значит закончить прежде, чем начать. Это подобно слушанию проповеди, но не "исполнению" ее; это как приготовление обильного угощения без вкушение его. И в результате Библия становится закрытой книгой. Д. Кемпбелл Морган, великий английский толкователь Библии, отмечал:

"Божественное собрание книг - это откровение, а откровение значит свет, а свет означает раскрытие дел тьмы, сопровождаемое требованием, чтобы они были удалены,... но если мы проявляем упорство в том, против чего предупреждены. Библия становится запечатанной книгой, и мы не можем ее ни познавать, ни учить ее истинам других". Поэтому, для того. чтобы здесь не возникло этой проблемы, мы составили этот урок таким образом, чтобы удалить разрыв между знанием, которое вы уже приобрели, и тем, что вам еще предстоит сделать - найти жизненное применение этим истинам из Божьего Слова.

I. Применение

Посредством процесса истолкования вы смогли выяснить для себя замысел автора. Вы исследовали непонятные места, чтобы знать, что хотел сказать автор. Теперь настало время приложить свое понимание к выделению истин, связанных с главной темой текста. Под термином "истина", мы подразумеваем: фундаментальный закон, учение, или побуждающая сила, на которых базируются действия или поведение.

Некоторые люди называют такие истины "принципами". Мы пользуемся этими двумя словами, как взаимозаменяемыми терминами, и где бы они не появлялись, они будут рассматриваться, как синонимы.

Обычно, эти истины раскрываются в Писании двумя путями: явно и открыто или завуалированно в повелении, действии, ситуации, обетовании, или запрещении.

Явные истины. Явные истины записаны открыто, как констатация факта. Они могут быть либо временными, либо непреходящими, то есть, рассматриваться на все времена. Примером таких непреходящих вечных истин служат слова из Писания "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4:8). Здесь представлена ясная истина, которая никогда не подвергнется изменению и. на которой мы сразу же можем обосновать применение. Применение этой истины к жизни должно делаться в полном соответствии с контекстом и темой текста. В качестве примера посмотрите на 1 Иоан. 4:8, где Библия делает свое собственное практическое применение истины.

Скрытые, подразумеваемые истины. Не все истины представляются открыто. Некоторые из них скрываются в обстоятельствах культуры той эпохи, или в повествовании о событиях. Например, книга Деяния Апостолов описывает как у церкви все было общее, но нигде не сказано, что и мы должны делать то же. Но, мы знаем, что должна была быть какая-то нстина/ы. которой (ыми) они руководствовались, и которые привели их к подобному образу действий в этой ситуации.

Другие истины являются скрытыми, потому что они уже были сформулированы для применения посредством повелений, запрещений, или требований откликнуться обращенных к первоначальному читателю. Например, в Матф. 28:19-20 Христос сказал "ученикам", что они должны идти в мир, научить все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. В 1 Коринфянам 7:8 Павел говорит, что лучше не жениться. В 1 Коринфянам 7:26-27 он говорит, что человек должен оставаться в том, положении, в котором он был призван.

Возникает вопрос, должны ли мы просто повиноваться, или следовать примеру других, потому что этот пример представлен в Писании? Другими словами, являются ли все ситуации, все повеления в Библии автоматически обязательными для нас? Какое мерило может определить, что является временным и необязательным, в противовес тому, что относится к вечным, неприходящим истинам, которые необходимо исполнять?

Местное или всеобщее. Первые главы книги Деяния Апостолов содержат захватывающую историю первых дней церкви. Студент, изучающий Библию, подмечает один аспект относительной первой церкви - это то, что "у них было все общее". Должны ли мы из этого сделать вывод, как делают некоторые, что Писание учит "христианскому коммунизму"? В последнее время общинный тип христианства стал усиленно пропагандироваться христианам, как исполнение библейского образца. Так ли это?

Временное или вечное. В главе 14 Послания к Коринфянам, мы читаем: "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить". Следует ли полностью исполнять эти слова в наши дни? Должны ли мы исключать из воскресных школ весь женский состав учителей? Должны ли мы просить наших женщин не свидетельствовать на молитвенных собраниях?

Для того, чтобы правильно применять этот текст, мы должны иметь некоторое познание о культуре Коринфа в первом столетии. Наше исследование исторических условий того времени показывает великую развращенность, которая царила в этом космополитическом городе. Мы узнаем, что необходимо было тщательно соблюдать многие правила поведения, чтобы ни церковь, ни Господь Иисус Христос не были опозорены.

Мы теперь можем видеть, что эти особенности носили временный характер, но что они представляли исключительную важность для положения в Коринфе. Но, несмотря на это, здесь содержится также вечный принцип: мы не должны принимать участие ни в какой деятельности, которая может опозорить имя нашего Господа и служения Его церкви.

Для того, чтобы подвести итог этому вопросу, хорошо было бы последовать руководству, предложенному Д. Робертсоном МакКвилкином в его книге по применению Библии к современной жизни. Он подчеркивает как важно не впадать в крайности когда мы решаем, что некоторые тексты и повеления неприменить в нашей личной жизни. Некоторые люди исключают приемлемость большей части Писания благодаря неправильному употреблению этих принципов. Вот основное руководство для следования:

"Каждое учение Писания должно приниматься, как универсальное, если только сама Библия не ограничивает аудиторию либо в контексте самого текста, либо в другом библейском учении".

II. Процесс применения

Практическое применение есть личное и конкретное употребление найденной истины.

Во-первых, изберите одну из истин для применения. Вы не можете добросовестно применить сразу же все в своей жизни, но вы можете применить некоторые из них сейчас же. Старание найти применение одновременно слишком большому числу истин рассеивает ваше внимание и энергию и не приносит пользы. Изменить свою жизнь - это тяжелый труд, и большинство из нас обладает способностью работать одновременно над одной - двумя сторонами жизни.

Во-вторых, планируйте его исполнение. Обдумайте этапы, которые вам надо пройти, чтобы сделать принцип применения реальностью. Это особенно важно при учительстве. Недостаточно просто заявить, какие нужно совершить действия, но хороший пастрыь также помогает своей пастве добиваться плодов от применения библейских истин. Поэтому планируйте, какой вы предпримете шаг и в какое время, включая день и даже час, когда вы будете это выполнять. Вы возможно захотите поставить перед собой крайний срок исполнения вашего применения.

В-третьих, размышляйте над истиной. Продолжайте впитывать истину в свое сердце и разум. Вы, возможно, пожелаете избрать ключевой стих из своего текста, чтобы его запомнить наизусть и поразмышлять над ним, пока вы исполняете свои дневные обязанности.

В-четвертых, с верой и молитвой совершите это! Молитесь и полагайтесь на Божью силу, чтобы вам быть послушными Его Слову. Затем, зная. что Он укрепляет вас в том, о чем вы Его просили, приступайте к осуществлению своего замысла.

Наконец, производите оценку вашему успеху и продвижению. Совершили ли вы задуманное? Если да, нужно ли вам планировать проделать это еще раз? Превратилось ли это в вашу привычку? Если нет, какие могут быть предприняты шаги для преодоления препятствий, которые мешают вас добросовестно исполнять ваше применение истин? Посмотрите, не слишком вы беретесь сделать за один раз. Может быть, необходимо распределить ваше применение истин на более мелкие и легкие применения. Оценка достигнутых успехов поможет вам работать над вашим применением библейской истины, пока оно не превратится в реальность в вашей жизни. Не сдавайтесь.

Задание: Проведите работу по применению вами отрывка. Найдите две явные истины имеющие вечный и всеобщий характер и сделайте применение к вашей жизни. Это Последнее, что вам нужно сделать в работе по Экзегетике.

Приложение. Изучение Неемии 1 глава

Определить литературный стиль

Книга Неемии является исторической книгой и изучаемый отрывок является описанием исторических событий.

Текстологические наблюдения

Кто

Неемия, Моисей, Ханани, "один из братьев моих", Служители, Несколько человек из Иудеи, Царь, Бог, Остаток иудеев.

Где

Сузы - престольный город Иерусалим Иудея

Когда

в месяце Кислеве; В двадцатом году; Когда я услышал эти слова; Неемия пребывал в печали несколько дней.

Что

Несколько человек пришли из Иерусалима.

Неемия спросил их об уцелевших людях и о городе.

Народ в великом бедствии, и стена разрушена.

Неемия молится.

Молитва составляет большую часть главы.

В первой части Неемия разговаривает с пришедшими людьми.

Во второй части Неемия разговаривает с Богом.

Молитва содержит благодарение, исповедание, ссылки на Слово Божие и просьбы.

Неемия говорит о себе, что он был виночерпием у царя.

Проблема касается и народа, и города.

Этот остаток, т.е. уцелевшие иудеи, были те, кто вернулся из плена.

Первый стих является заглавием.

Из Иерусалима пришел не один человек, а целая делегация.

Немедленным ответом Неемии была его молитва.

Молитва идет в следующем порядке: благодарение и поклонение, призывание, исповедание, обращение к Божьим обетованиям в Его Слове, просьба.

Молитва отличается духом смирения, но в то же самое время и дерзновением.

В целом молитва пронизана отчаянием, но содержит в себе надежду.

Неемия был очень искренним в своей молитве.

Говоря о грехе народа, он присоединяет к нему и себя.

О нуждах Иерусалима сначала сказано Неемии, а затем Богу.

Главная просьба в молитве заключается в следующем: "благопоспеши рабу твоему" и "введи его в милость у человека сего".

Неемия основывает свою просьбу на библейском обетовании.

Литературным стилем является проза.

Есть несколько примеров употребления образного языка, но ничего особо примечательного.

Почему

Неемия молится о нуждах своего народа и города.

Эта первая часть устанавливает цель написания книги.

Определение исторического языка

Автор. Авторство представляется спорным вопросом, но вполне возможно, что Ездра включил воспоминания Неемии в окончательную редакцию своей книги. Позднее книги были разделены.

Место написания. По этому вопросу никаких сведений нет.

Время написания. Точно не известно, но, вероятно, ранее 300 г. до Р.Х.

Кому книга была адресована. Это неясно. Но достаточно сказать, что она была написана для народа израильского.

Исторические и общественные условия. Неемия был виночерпием царя Артаксеркса 1 в Сузах, в Персии. Это значит, что он жил где-то в период между 464-430 гг. до н.э. Иерусалим и Ханаан находились под персидским владычеством, и персидский царь дал разрешение иудеям возвращаться в Ханаан. Возвращение шло под руководством Зоровавеля и затем Ездры. Началась работа по восстановлению храма, но из-за помех со стороны противящихся этому делу восстановление было приостановлено на шестнадцать лет, после чего работы возобновились и храм был закончен. Это происходило в 515 г. до н.э. Таким образом, прошло около семидесяти лет, прежде чем мы подошли к событиям, описанным в книге Неемии.

К Неемии пришли иудеи из Иерусалима, чтобы рассказать ему о том, что стены Иерусалима разрушены и народ пребывает в унынии. Существует предположение, что они пришли к нему с просьбой разрешить возвратиться назад в Иерусалим и помочь восстановить там порядок.

Разъяснительные вопросы

1. Почему Неемия включил в свою книгу стих 11, повествующий о том, что он был иночерпием у царя? Почему этот стих находится именно здесь? Почему он вдруг появляется после молитвы?

2. Кто такой виночерпий?

3. Кем или чем были вызваны бедствие и уничижение народа?

4. Кто разрушил стены Иерусалима?

5. От какого пленения уцелели иудеи?

6. Кто был царем?

7. Кто такой "сей человек"?

8. Что означают "Кислев" и "двадцатый год"?

9. Где находятся Сузы?

10. Почему люди пришли к Неемии, а не к кому-либо другому?

11. Почему об этих событиях повествуется в начале книги?

Ответы на разъяснительные вопросы

3. Что означают "Кислев" и "двадцатый год"?

Исследуйте содержание текста. Глава 1 не содержит по этому поводу никакой информации.

Рассмотрите контекст. Глава 2 говорит, что "двадцатый год" означает год правления царя Артарксеркса. Глава 2 упоминает месяц Нисан, что дает нам основание предполагать, что Кислев это тоже месяц.

Сравните с другими текстами Писания. Книга Захарии 7:1 подтверждает, что это девятый месяц в году, но не указывает какой именно месяц по нашему календарю. Так как отсчет месяца в то время производился иначе, чем теперь, мы не можем предположить, что это был девятый месяц, начиная с января.

Обратитесь к дополнительным источникам. Наш библейски словарь поясняет, что Кислев соответствует по западному календарю времени с середины ноября до середины декабря.

Вывод. Двадцатый год - это приблизительно 444 г. до н.э., месяц Кислев - это где-то между 15 ноября и 15 декабря.

4. Почему молитва занимает так много места?

Исследуйте содержание текста. Так как в самом тексте не содержится ясных объяснений по этому поводу, то мы можем только предположить, что ее важность заключается в содержании того, что старается сообщить Неемия. Возможно, таким образом он хочет показать, что полагается в этом деле на Господа, а не на свои способности или ловкость. Эта молитва, вне всякого сомнения, говорит нам много важного об этом человеке.

Рассмотрите контекст. Контекст также не может оказать нам никакой особой помощи. Однако интересно отметить, что в главе 2 просто говорится: "Я помолился Богу небесному". В отношении нашей молитвенной жизни, возможно, это означает, что, посвящая общению с Богом наше время, мы можем надеяться: если мы обратимся к Господу в критический момент, наш голос будет Ему знаком. Связь и общение между нами будут настолько тесными, что нам довольно будет вознести краткую молитву и знать, что Господь понимает и слышит нас.

Сравните с другими текстами Писания. Другие тексты Писания не могут помочь нам в этом вопросе, разве только дать еще несколько других примеров того, что более важным вопросам уделяется больше места.

Обратитесь к дополнительным источникам. Мы не нашли по этому вопросу никакой конкретной помощи в дополнительных источниках, которыми мы пользуемся.

Вывод. Здесь невозможен определенный и окончательный ответ. Достаточно сказать, что эта- молитва раскрывает нам сердце Неемии и являет нам верного Своему завету Бога, к Которому взывает за помощью Неемия по поводу проблем, изложенных в первой части главы.

5. Почему Неемия привел Господу эти слова из Писания?

Исследуйте содержание текста. В тексте не содержится ясного объяснения причины. Неемия просто выбрал текст Писания, который подчеркивает Божью верность Своему народу и городу, как бы напоминая Господу, что Он не может дать погибнуть Своему городу и Своему народу.

Рассмотрите контекст. Окружающий контекст не может помочь нам в разрешении этого вопроса.

Сравните с другими текстами Писания. Неемия, по всей вероятности, ссылается на Второзаконие 12:5; 30:2-4. Его цитата вполне точна. Главное внимание здесь сконцентрировано на городе, который Господь избрал как место Своего обитания, и на обещании благоденствия и умножения, которое Он дал Своему народу.

Обратитесь к дополнительным источникам. В наших справочниках по этому поводу ничего не говорится.

Вывод. Неемия указывает на Иерусалим как место, которое Господь избрал для обитания Своего имени, и на верность Господа Его завету с Израилем.

Применение

а. Я должен поставить себе в обычай обращаться к Господу незамедлительно в любой трудной ситуации, или тогда, когда у меня возникают негативные мысли.

б. Я должен возложить на Бога все свои заботы и беспокойства, потому что я знаю, что Он верен и позаботится обо мне, как о Своем ребенке.

г. Я должен верить, что Бог всегда действует в согласии со Своим Словом, и благодаря этому находить правильный путь и утешение.

д. Я должен без промедления исповедать свой грех, когда я сознаю, что я его совершил.

е. Если я хочу молиться сознательно и эффективно, истинно зная моего Бога, к Которому я обарщаюсь, я должен регулярно читать Его Слово.

Запорожская Библейская школа, 2002 г.